098 942 47 67, 066 988 62 52
Перезвоните мне
Время работы: пн-пт 9:00-17:00;
сб 9:00-15:00, вс выходной.
Классные автошины
098 942 47 67
066 988 62 52
пн-пт 9:00-17:00; сб 9:00-15:00, вс. вых.

ШИПОВАННЫЕ зимние ШИНЫ: все упирается в шип

28 октября 2013


Подробнее о шипах в шипованной зимней шине

В свете новейших тестов зимней шиповки ( шипованной зимней шины), проведенных изданиями «За Рулем» и «Авторевю» (оба из России) снова возникает вопрос: какая шина лучше для суровых зимних условий – шипованная или нешипуемая. К сожалению, этот вопрос так и остается без ответа, ввиду прогнозируемости результатов тестов: традиционно первые места присуждены, например в тесте АВТОРЕВЮ, шинам NOKIAN HAKKAPELIITTA 8 и CONTINENTAL CONTIICECONTACT, причем немецкая шина продемонстрировала даже лучшие результаты по торможению на льду с 25 до 5 км/ч (на 20 см), следующие места – за продукцией ТМ GISLAVED (Gislaved Nord*Frost 100), PIRELLI (Pirelli Winter Ice Zero), MICHELIN (Michelin X Ice North 2). Последнее почетное место в тестах заняла Kama Euro-519. Шины для сравнительного теста подобраны тенденциозно -  все они или производятся в России или очень хорошо известны на российском рынке (например, Bridgestone IceCruiser 7000 – настолько популярная торговая марка в России, что ее просто нельзя было проигнорировать, хотя была выбрана и не самая новая модель шипованных шин этого производителя). При внимательном изучении результатов теста стала видна очень существенная, но не совсем понятная реальность – победителями теста «с легкой руки» его организаторов стали модели шин, которые можно смело обозвать «нарушителями конвенции». Хорошо это или плохо – нужно разобраться!

«Дети лейтенанта Шмидта».

Именно так, в отличие от «детей капитана Гранта», принято на просторах бывшего СССР называть всех нарушителей конвенций (соглашений) с легкой руки авторов «Золотого теленка». В чем дело? В шипах, естественно… Ведь одним из основных элементов конструкции зимней шипованной шины являются шипы. Рассмотрим результаты, продемонстрированные зимними «шиповками» в тесте зимних шин, проведенным изданием «Авторевю».

Результаты расшифровки табличных данных по торможению на льду из этого теста (V=25-5 км/час при температуре Т = -14ºС):

Модель шин                       тормозной путь            длина шипа       итоговое место в тесте

ContiIceContact                       10,42 м                       1,65 мм                     1

Nokian Hakkapeliitta 8             10,58 м                      1,10 мм                     1

Gislaved Nord*Frost 100          11,72 м                       1,50 мм                     3

Pirelli Winter Ice Zero              10,85 м                      1,65 мм                     4

Michelin X Ice North 2             12,28 м                       1,07 мм                     5

GY UltraGrip Ice Arctic             11,41 м                        1,40 мм                      6

Dunlop Ice Touch                     11,07 м                        1,19 мм                      7

Bridgestone IC 7000                 12,73 м                        1,00 мм                     8

Hankook Winter I*Pike              12,93 м                        0,90 мм                     8

Kama Euro-519                      13,49 м                         0,80 мм                     9

 

Почему нужно измерять тормозной путь так сложно (со скорости 25 км/час именно до 5 км/час, а не до полной остановки – тайна «покрытая мраком» специалистами издания). Ведь разница тормозного пути в 10-20 см, продемонстрированная испытуемыми моделями, вполне может укладываться в погрешность оборудования, измеряющего скорость начала и конца торможения, как и состояние ледовой поверхности уже после первых нескольких тестов может измениться. Такие «мелочные погрешности» оставляют возможности для некоторого манипулирования общественным мнением для создания более выгодного представления о некоторых моделях. Но об этом в другой раз… Что еще «бросается в глаза» – это то, что модели шин, которые оказались на первых местах в тесте, имеют некоторые отклонения по шипам – и очень существенные. Длина шипов ContiIceContact, Gislaved Nord*Frost 100, Pirelli Winter Ice Zero, GY UltraGrip Ice Arctic – существенно превышают значения для зимних шипуемых шин, принятых в Европе или США и Канаде, где разрешенное значение величины не должно превышать 1,2 мм+/-0,3 мм. И если Gislaved Nord*Frost 100 и GoodYear UltraGrip Ice Arctic еще как-то укладываются в общепринятые нормы, то ContiIceContact и Pirelli Winter Ice Zero укомплектованы совсем «непонятным» шипом. Компания NOKIAN, чью новейшую шину Nokian Hakkapeliitta 8  (единственную из новинок зимних шипуемых шин сезона 2013 года в этом тесте) испытывали журналисты «Авторевю», пошла принципиально другим путем – количество шипов в шине увеличено до 180 штук на погонный метр протектора покрышки, в то время, как на территории скандинавских стран принятое значение в 50 шипов, в США/КАНАДА – 60 шипов и в России (пока! – до 2016 года) – от 60 до 120 шипов!

В это же время, длина шипов остальных претендентов оказалась на уровне минимально допустимых значений. Из опубликованного теста не совсем понятно – шипы были «заводские» или установлены в ближайшем пункте шиномонтажа, а также подвергались ли шины обкатке, которую настоятельно рекомендуют производители шин или все шины были «с прилавка»?. Из-за таких мелочей возникает общее недоверие к сложному и нужному для водителей тесту. Особый интерес вызывают шипы противоскольжения, длина твердосплавной головки шипа которых составляет 1,65 мм. Если такой шип существует «в природе», то сделан и разработан он явно специально и эксклюзивно для России.

«Исторический экскурс»

 

Хорошо это или плохо – длинный шип в шипованной шине – вопрос, обсуждаемый давно. Первые шипы в пассажирских шинах появились еще в 1896 году, однако их вторая жизнь началась в 1961 году, когда была представлена популярная ныне модель шипа противоскольжения для зимних шин: твердосплавный сердечник в легкосплавном корпусе с опорным фланцем. К 1962 году в Скандинавии уже около 50% зимних шин были шипованными. В 1963-1964 зимнем сезоне в Канаде было продано около 1,5 млн. шипованных покрышек, в следующем сезоне - 6 млн. штук, а в 1965-1966 году - уже около 25 млн. штук шипованных зимних автопокрышек. К 1966 году использование такого шипа стало повсеместным и длина выступающего из легкосплавного корпуса сердечника достигало 2,2 мм. Однако, уже первое использование шипов заставило службы, которые отвечают за сохранность дорог ( первыми были немцы, которые очень щепетильно относятся к своим автобанам) забить тревогу – шипы просто уничтожали асфальтовое и бетонное дорожное покрытие. После этого начались серьезные исследования  в этой сфере, а длина шипа уменьшилась к 1975 году до 1,2 мм - 1,5 мм. К 1972 году конструктивно было известно 4 типа шипов противоскольжения:

- тип 1 «Controlled Protrusion»: шип с контролируемым выступанием – твердоспланый наконечник «вдавливался» в корпус шипа при значительном выступе после общего износа протектора;

- тип 2 «Perma-T-Gripper»: шип со сменным сердечником – сердечник заменялся другим, менее выступающим над поверхностью изнашиваемого протектора;

- тип 3 «Conventional Steel»: шип со стальным корпусом – самый распространенный и обычный;

- тип 4 «Finnstop»: шип, овеянный легендами (его разновидности «плавающий», «кошачий коготь») – с резиновым или пластиковым корпусом, а также с, возможно, воздушной камерой под опорным фланцем, который позволял шипу вдавливаться в гнездо или изменять угол наклона. Существуют даже очевидцы данного шипа и споры «был такой шип или нет» продолжаются между автолюбителями. 

Победил в конкурентной борьбе все же шип 3-го типа: и не только благодаря простоте конструкции, но и из-за повышенного нагрева гнезда шипа в протекторе шины при использовании других типов шипов, кроме шипа 2-го типа, эксплуатация которого слишком трудоемка. Именно «конвенкциональный» шип стал прообразом современных шипов, разработке которых сейчас уделяется огромное значение производителями шин. Настолько большое значение, что современная шипованная шина предполагает установку именно «заводских» шипов противоскольжения оригинальной конструкции. Шипы или не шипы – это уже давно не только вопрос личной безопасности водителя, но и серьезная проблема для правительства любой страны, в которой еще эксплуатируется данный тип зимних шин. Почему?

«Одно лечим – другое калечим».

Зимняя шипованная шина действительно была некоторым «прорывом» в безопасном вождении на зимних дорогах в те времена, когда «всесезонка» (которая больше всего была похожа на автошину РОСАВА БЦ-20) завоевывала популярность в США. С тех пор появилась достойная альтернатива шипованным шинам – зимняя нешипуемая шина арктического типа «липучка». Проводимый анализ состояния дорожного покрытия в Европе и США и воздействие на него шипованных шин доказывает, что дешевле обрабатывать дороги реагентами или посыпать песком, чем эксплуатировать шипованные шины.  В среднем, по подсчетам норвежских специалистов, пассажирский автомобиль на шипованных шинах истирает в пыль 30 г асфальтобетона на 1 км пробега, а грузовой - 300 г. По подсчетам российских ученых из Института экономики транспорта и транспортной политики только в Москве стирается шинами до 400 тыс. тонн дорожного покрытия за год. После дорожных проблем зимой 2012 года на трассе М-10 Москва – Санкт-Петербург режим эксплуатации зимних, и в частности шипованных, автопокрышек остро встал вопрос подготовки условий технического регламента применения зимних шин и шипов противоскольжения. Принятый в 2011 году Технический Регламент Таможенного Союза, который будет введен в действие с 01 января 2016 года, включает требования к шипованным шинам в следующем виде: 

 «…Требования применяются к шинам, изготовленным после 01/01/2016 года согласно ТР ТС 018/2011:

Правила ЕЭК ООН №№30-02, 117-01 или 117-02 (для пассажирских шин)

- шина должна быть приспособлена для установки шипов противоскольжения, и производитель должен рекомендовать шипы, предназначенные для установки на данный тип шины по длине шипа и диаметру верхнего (опорного) фланца;

- выступ шипа за пределы протектора -1,2+/- 0,3 мм;

- максимальное количество шипов на погонный метр протектора – 60 шт. Допустимо использование большего количества шипов, если результаты испытаний, проведенных независимой аккредитованной испытательной лабораторией, подтвердят, что такие шины не вызывают больший износ дорожного покрытия, чем шины, соответствующие установленному требованию к количеству шипов, и при этом не ухудшаются сцепные свойства;

Правила ЕЭК ООН №№54-00, 117-01 или 117-02 (для легкогрузовых и грузовых шин)

- шина должна быть приспособлена для установки шипов противоскольжения, и производитель должен рекомендовать шипы, предназначенные для установки на данный тип шины по длине шипа и диаметру верхнего (опорного) фланца;

- выступ шипа за пределы протектора -1,7 мм +/- 0,3 мм для легкогрузовых и 2,5 мм +/- 0,3 мм для грузовых шин;

- максимальное количество шипов на погонный метр протектора – 60 шт. Допустимо использование большего количества шипов, если результаты испытаний, проведенных независимой аккредитованной испытательной лабораторией, подтвердят, что такие шины не вызывают больший износ дорожного покрытия, чем шины, соответствующие установленному требованию к количеству шипов, и при этом не ухудшаются сцепные свойства…»

Кроме того, автомобиль должен быть укомплектован шипованными шинами полностью – все колеса. Кстати, допустимое исключение из общих требований по количеству шипов собирается использовать компания NOKIAN, которая утверждает, что ее новейшие шипы, специально разработанные для модели шин Nokian Hakkapeliitta 8, не разрушают дорогу больше, чем шипы конкурентов, и могут это подтвердить результатами испытаний  в собственном испытательном центре близ городка Нокиа, но под присмотром официального наблюдателя из агентства по транспортной безопасности Trafi. Учитывая, однако, что сила разрушительного воздействия шипов противоскольжения на дорожное покрытие возрастает почти в 2 раза при использовании их на скорости около 110 км/час (по сравнению со скоростью 50 км/ч), российское Правительство не остановится на уже принятых ограничительных требованиях. Свое слово скажут и «зеленые» - никому не хочется дышать асфальтобетонной пылью, которая признана еще и канцерогенной! Поэтому в Скандинавии эксплуатация шипованных зимних шин ограничена, а в Германии, например - и вовсе запрещена!

«Настоящее и перспективы шипов» 

Разработчики зимних шипованных шин, которые еще несколько десятков лет назад выпускали зимние шины лишь с гнездом под шип, предоставляя автолюбителям самим решать – ставить шип или нет – сегодня заняты разработкой шипов самостоятельно и в обязательной «привязке» к модели шин. По такому пути идут производители зимних шин премиум сегмента –Bridgestone, Michelin и Nokian. Гнездо для шипа имеет уже специальную конструкцию со специальным составом места для опорного фланца, корпус шипа состоит из специальных композитных материалов, обеспечивающих удержание шипа в гнезде и облегчающих вес шипов, твердосплавный сердечник меняет свою конструкцию и вид выступающей головки для более эффективного сцепления со льдом. Это новейшие шины – BRIDGESTONE BLIZZAK Spike-01, NOKIAN HAKKAPELIITTA 8 и MICHELIN X-Ice North XiN3. Пока можно отметить направления развития шипа: более легкий 

вес, уменьшение размера выступающего наконечника, изменение формы и специальная конструкция гнезда для шипа в протекторе автопокрышки. Размер головки (выступающей части твердого сердечника) был ведь уменьшен не только из-за требований дорожных служб, но и по инициативе производителей автошин – длинный шип из-за дополнительного нагрева между шипом и материалом гнезда приводил к разрушению материала протектора и выпадению. Известно ведь, что для того чтобы вынуть шип из протектора нужно приложить усилие около 40 кг, в то время, как при движении на шип действуют силы в 5 раз меньшие, но удержание традиционных шипов в шине происходит не более 2-3 сезонов за которые в шине остаются их считанные экземпляры. Приходится признать, что путь применения и разработки шипов, избранных компанией BRIDGESTONE на сегодняшний момент оптимален – их заводские шипы доживают до 3-го сезона достаточно надежно.

«Для чего так много букафф?» 

Действительно, для чего? Ведь зимняя шиповка действительно пока не имеет достойной альтернативы по безопасности движения транспортных средств на заснеженных дорогах северных территорий. Все разновидности снежных дорог – от свежевыпавшего глубокого снега до утрамбованного снежного тракта или начинающего раскисать в снежную шугу улежавшегося снега – зимняя шипованная шина преодолевает с легкостью! Ледовая корка, которая образуется за ночь на таком снежном покрытии – тоже является «родной стихией» для этого типа шин. Происходит это благодаря сочетанию шипов противоскольжения и крупного рисунка протектора такой шины. Если вы узнали в описываемых зимних условиях свои дороги – зимняя шипованная шина вам необходима. 

«Применение цепей на зимних шинах не является достойной альтернативой шипам противоскольжения, так как цепи невозможно использовать в постоянном режиме. Их использование целесообразно только в особо тяжелых дорожных условиях, например при подъеме по обледеневшему или заснеженному склону. Идеальными легковыми шинами для условий снежной и морозной зимы, периодически сопровождаемой оттепелями, гололедицей, снежной кашей и укатанным снегом, являются зимние шипованные шины», — уверены в финской компании Nokian Tyres и мы не можем с этим не согласиться, но на определенных условиях.  В городских условиях или на мокром асфальте применение зимних шипованных шин – нецелесообразно и наносит большой вред. А вот к организаторам тестов так и остались и, видимо, останутся вопросы: «откуда дровишки… то есть шипы?», которые так «наглядно» продемонстрировали достоинства одних шин перед другими. А если на зимнюю шипованную шину  Kama Euro-519 установить шипы, как на ContiIceContact ( длиной не 0,8 мм, а  1,65 мм), какое место в этом рейтинге шин она займет? А если тест проводить на торможение не до 5 км/ч, а до полной остановки? А если измерить эффективность данных шин после 5 000 ли 10 000 км пробега? Останутся ли более длинные шипы на своих местах … или «первого взгляда», который обеспечили потребителю журналисты, достаточно для «большой и чистой любви»? 

Похожие статьи

MARSHAL или KUMHO - что лучше?
Война брендов до ничейного конца
Шины из Китая: брать или не брать?
От китайских товаров (качественных и не очень) уже никуда не деться, они буквально заполонили планету. Одежда, продукты, бытовая техника, автомобили, оборудование и, конечно же, автомобильные шины.
Шины 2013 года: 25 лет назад – 25 лет вперед
Современные тенденции развития мировой шинной индустрии